Ученые открыли нервные клетки, отвечающие за «мужскую» агрессию

ТАСС, 27 июля. Заблокировав в мозге мышей-самцов две цепочки нейронов, американские нейрофизиологи лишили их агрессии и интереса к самкам. Таким образом ученые хотят узнать, какие нейронные механизмы стоят за отношениями полов. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Neuroscience.

На эту темуАгрессивное поведение меняет структуру мозга

"Открытие того, какие клетки отвечают за агрессивное поведение и половое поведение у мышей, в перспективе поможет нам найти аналогичные области в мозге человека и понять, как на них можно действовать – например, с помощью лекарств. При этом мы не исключаем, что аналогичных цепочек нейронов у человека может и не быть", – рассказала Даюй Линь, один из авторов исследования, доцент Нью-Йоркского университета.

За последние десять лет ученые выяснили, что в мозге человека и всех других млекопитающих есть несколько особых областей, которые отвечают за работу своеобразной "программы материнства", включающейся после рождения потомства. В частности, эксперименты на мышах показывают, что некоторые такие области принудительно активировать, то грызуны начинают заботиться даже о чужих детенышах.

Наблюдения за семейными парами и опыты на животных показывают, что при активации этой программы меняется активность гормональной системы, а также перестраивается работа всего мозга. Такие сдвиги оказались характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поэтому ученые активно исследуют все проявления этой программы, а также ищут аналогичные области, которые связаны с другими инстинктивными формами поведения.

Нейронные программы поведения

Линь и ее коллеги занимаются такими экспериментами уже более десяти лет. Они изучают, какие области мозга связаны с агрессией, половым влечением и другими базовыми программами поведения. В частности, еще в 2011 году они выяснили, что первые два инстинкта были связаны с одной и той же областью мозга – вентромедиальным гипоталамусом. Позже они доказали, что подобная связь была характерна лишь для особей мужского пола.

Нейрофизиологи продолжили эксперименты, изучая то, с какими областями мозга была связана эта часть гипоталамуса. Для этого ученые находили цепочки нейронов, которые соединяют этот регион мозга с другими его отделами, и принудительно отключали или включали их с помощью генной терапии и вспышек синего света.

По результатам этих опытов нейрофизиологи выделили сразу два набора нервных клеток, которые связывали вентромедиальный гипоталамус с задней частью миндалевидного тела, которая играет роль центра эмоций, удовольствия и многих других сложных поведенческих реакций.

Когда ученые блокировали эти нейроны у самцов мышей, их влечение к самкам резко снижалось. Кроме того, они реже проявляли агрессию по отношению к другим самцам. Если же исследователи, напротив, активировали эту цепочку клеток, то самцы сразу становились настойчивей при ухаживании за самками, и начинали постоянно вступать в конфликты с ближайшими "конкурентами".

Исследователи отмечают, что у самок эти области устроены совершенно иначе, так как у них нет связи между этими частями миндалевидного тела и вентромедиального гипоталамуса. В ближайшее время Линь и ее коллеги планируют провести аналогичные опыты на самках. Ученые надеются, что благодаря этому узнают нейрофизиологическую подоплеку различий в поведении сильного и слабого пола.