Температуру фотосферы красных сверхгигантов впервые точно измерили

ТАСС, 28 февраля. Японские астрофизики впервые точно измерили температуру фотосферы красных сверхгигантов – самых ярких, короткоживущих и больших звезд во Вселенной. Благодаря этому можно будет узнать, сколько еще будет существовать Бетельгейзе – ближайшее к нам светило подобного рода. Статью с описанием работы ученых опубликовал научный журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

На эту темуНа поверхности звезды Бетельгейзе обнаружили гигантские пятна

Красные сверхгиганты – это очень большие, яркие и холодные звезды, светимость и диаметр которых обычно в несколько сотен или тысяч раз больше Солнца. Они представляют собой одну из последних фаз эволюции особенно крупных звезд, которая начинается после того, как в них почти полностью закончится водород.

Как правило, такие светила обычно заканчивают свое существование вспышкой сверхновой. Но пока астрономы не могут точно предсказывать, сколько лет они проживут. Это связано с тем, что ученые до недавнего времени не могли определить точную температуру фотосферы этих звезд – нижнего слоя их атмосферы, в котором образуется большая часть излучения звезды.

Дайсукэ Танигути из Токийского университета (Япония) и его коллеги решили эту проблему. Они наблюдали за десятью близлежащими к Земле и хорошо изученными красными сверхгигантами, в том числе Бетельгейзе, с помощью спектрографа WINERED.

На эту тему10 утверждений про миры вне Солнечной системы. Экзопланеты: основные факты

"Чтобы измерить температуру красного сверхгиганта, нужно найти хорошо заметные участки фотосферы звезды, на спектр излучения которых не влияли верхние слои их атмосферы. Кроме того, нет какой-то одной конкретной линии поглощения, которая бы однозначно указывала на температуру поверхности подобных звезд", – пояснил Танигути.

Подобные данные все же можно получить, если объединить данные о двух разных, но связанных друг с другом линий поглощения в инфракрасной части спектра. Они говорят о наличии в атмосфере красных сверхгигантов атомов железа.

Благодаря этому методу астрономы определили температуру фотосферы десяти близлежащих красных сверхгигантов с точностью в 30-70 кельвинов. В частности, для Бетельгейзе это 3618 кельвинов, что меньше температуры фотосферы Солнца примерно в 1,68 раза.

Астрофизики надеются, что эти уточненные оценки помогут теоретикам понять, какие процессы происходят в недрах подобных светил, а также сделать первые полноценные прогнозы по тому, насколько Бетельгейзе близка к превращению в сверхновую.