Биологи «воскресили» споры морских микробов возрастом более 100 млн лет

ТАСС, 28 июля. Американские и японские биологи успешно оживили споры микробов возрастом около 101,5 млн лет. Ученые нашли их в отложениях осадочных пород, которые сформировались на дне Тихого океана в середине мелового периода. Описание исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

На эту темуВ лаборатории "воскресили" мутации последних мамонтов на Земле

"Мы хотели узнать, может ли жизнь существовать при почти полном отсутствии пищи, а также понять, как долго споры в таких условиях могут оставаться жизнеспособными. Изначально я был настроен очень скептически, однако наши опыты показали, что 99,1% микробов из отложений возрастом в 101,5 млн лет были вполне живыми", – рассказал один из авторов исследования, микробиолог из исследовательского института JAMSTEC Юки Мороно.

За последние годы ученые нашли много примеров того, как микробы приспосабливаются к жизни в самых негостеприимных и труднодоступных уголках планеты. В частности, колонии бактерий нашли даже на дне Марианской впадины, а также в воде антарктического подледного озера Восток, где они были запечатаны несколько сотен тысяч лет назад.

Ученые достаточно часто открывают следы бактерий и даже многоклеточных живых существ внутри осадочных пород на дне океана, которые сформировались миллионы лет назад. К примеру, в марте этого года океанологи нашли у берегов Африки бактерии, которые обитают на глубине в 700 метров от поверхности дна.

Мороно и его коллеги работали со спорами микробов, найденных на дне юго-восточной части Тихого океана, в окрестностях островов Кука. Ученые смогли "оживить" их.

Жизнь времен мезозоя

В 2010 году японские океанологи с помощью буровых установок и инструментов научного судна JOIDES Resolution собирали в этой области океана образцы глубоководных осадочных пород. Когда ученые начали исследовать свой "улов", то обратили внимание, что породы со дна Тихого океана были необычно пористыми. В них было относительно много кислорода для такой глубины.

Это натолкнуло ученых на мысль, что в этих образцах могут остаться следы бактерий или даже живые микробы, которые приспособились к обитанию в подобных условиях. Ожидания исследователей оправдались: бактерии были даже в самых древних и далеких от поверхности слоях осадочных пород, которые сформировались еще в эпоху динозавров.

Открыв их следы, следующие десять лет ученые потратили на то, чтобы "оживить" споры этих бактерий и понять, как заставить этих микробов расти в условиях, которые не похожи на оригинальную среду их обитания. Для этого ученые использовали различные питательные вещества, помеченные атомами тяжелых изотопов углерода и азота. За счет этого исследователи следили за круговоротом этих частиц с помощью масс-спектрометров.

Оказалось, что бактерии фактически из всех образцов пород, извлеченных из разных уголков Тихого океана, успешно ожили и начали поглощать помеченные питательные вещества. Это касалось даже тех спор, которые ученые нашли в отложениях древней глины, которые образовались 101,5 млн лет назад.

Первые наблюдения за этими микробами показывают, что у них довольно низкая скорость обмена веществ. Кроме того, они размножаются примерно в семь-восемь раз медленнее, чем это делают другие микробы, которые живут у поверхности дна океана на аналогичной глубине. При этом они предпочитали использовать не новые источники сахаров и прочих питательных веществ, а те соединения, которые присутствовали в тех породах, откуда были извлечены их споры.

И то, и другое, как отмечают Мороно и его коллеги, делает эти организмы еще более интересными для изучения – в том числе и потому, что их геномы почти не изменились с момента "заточения" внутри пород мезозойской эры. Соответственно, изучение их ДНК и их сравнение с устройством генома современных микробов поможет ученым понять, в какую сторону двигалась эволюция бактерий в последние 100 млн лет.